УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА В ПРОЦЕССЕ АККРЕДИТАЦИИ

10.06.2020

История вопроса

     Органы по оценке соответствия (ООС) могут прибегать к аккредитации по различным причинам, например, потому что: 
  • аккредитация является необходимым условием для нотификации в законодательных областях,
  • некоторые заказчики требуют аккредитации для демонстрации компетенции ООС.
     Во время оценки с целью аккредитации персонал ООС, даже если он обладает высокой технической компетентностью, часто не решается открыто обсуждать любые проблемы или конфликты с оценщиками. Причины могут заключаться, например, в следующем
  • он выступает в роли заявителя, в то время как оценщики могут влиять на то, будет ли предоставлена аккредитация,
  • оценщики обычно лучше знакомы с требованиями и процедурами аккредитации.
ООС часто применяют некоторые процедуры, которые являются наиболее подходящими для них, но не принимаются оценщиками. Этот документ «Поваренной книги» предназначен для того, чтобы дать некоторые советы ООС в части доступных мер для конструктивного разрешения таких проблем, не подвергая опасности свою аккредитацию.
     

Определения (из ISO/IEC 17011:2017)

апелляция (appeal)
обращение органа по оценке соответствия о пересмотре любого отрицательного решения по аккредитации в отношении желаемого статуса аккредитации.

жалоба (complaint)
в отличие от апелляции неудовлетворенность, выраженная лицом или организацией в адрес органа по аккредитации, имеющая отношение к деятельности этого органа или аккредитованного органа по оценке соответствия и требующая ответа.
 

Деятельность на национальном уровне

     Если ООС не уверен, что требование группы оценщика адекватно, ему следует потребовать от оценщика указать нормативную основу этого требования. Зачастую целесообразным будет совместное прочтение соответствующего раздела стандарта и рассмотрение того, могут ли альтернативные подходы, которые предпочел применить ООС, также выполнить суть (требования) стандарта. В любом случае ООС без обсуждения вопроса и попытки убедить группу оценщика не следует соглашаться с требованием, которое с его точки зрения является несоответствующим и может иметь экономические последствия. Если это не удается и лаборатория рассматривает возможность подать апелляцию на несоответствие, выявленное группой оценщика (см. ниже), ей следует быть внимательной при подписании любого соглашения, касающегося этого несоответствия.

      В соответствии с ISO/IEC 17011:2017 все органы по аккредитации (ОA) должны иметь установленные процедуры по обращению с апелляциями (пункт 7.13) и жалобами (пункт 7.12). Каждый аккредитованный или желающий получить аккредитацию ООС может запросить информацию об этих процедурах. Таким образом, если ООС не может принять решение ОА, он может обжаловать его. Поскольку ОА обязан, например,
  • назначить      лицо(а)      для      рассмотрения      апелляции,      которое(ые)      является(ются) компетентным(и) и независимым(и) от предмета апелляции,
  • уведомить ООС об окончательном решении ОА,
  • поддерживать записи по всем апелляциям,
то с большой вероятностью обоснованная апелляция может быть успешной. Кроме того, документация по каждой апелляции позволяет провести рецензию апелляции при оценивании самого ОА (со стороны других ОА). Таким образом, ОА действительно нужны веские аргументы для отказа в апелляции

      В качестве альтернативы, если ООС обеспокоен препятствиями, вытекающими из официальной апелляции, он может обратиться в свою национальную организацию EUROLAB. Это дает возможность обсудить проблему с коллегами, которые могут поддержать позицию ООС. В конце концов, национальная организация EUROLAB могла бы обсудить, в общем, этот вопрос с ОА без упоминания конкретного ООС. Таким образом, рассматриваемому вопросу может быть уделено больше внимания.
 

Деятельность на европейском уровне

     Если по апелляции или жалобе не было принято решения, удовлетворяющего ООС, то он может подать апелляцию или жалобу на решение национального ОА в ЕА (Европейское сотрудничество по аккредитации), в котором также установлены соответствующие процедуры. Но такой шаг разрешен только в том случае, если национальный ОА
  • принял отрицательное решение или
  • не отреагировал на апелляцию или жалобу своевременно.
     К тому же, если предмет представляет общий интерес, он может быть доведен до сведения европейских органов EUROLAB, например, Технического комитета по обеспечению качества (TC QA). После обсуждения EUROLAB может принять решить представить эту проблему на рассмотрение, например, в
  • Постоянную контактную группу EA / EUROLAB / EURACHEM (PLG) или
  • Консультативный совет EA (EAAB).

Заключение

     Существует несколько способов решения проблем, которые могут возникнуть в результате оценки ООС. Заинтересованный ООС может предпринять действия, чтобы отстоять свою точку зрения, начиная с обсуждения с группой оценщика и заканчивая официальной апелляцией или жалобой на национальном или европейском уровнях. ООС не следует сомневаться в том, чтобы предпринять такие действия, поскольку взаимное оценивание между самими ОА и обязанность ОА документировать все апелляции и жалобы защищают ООС от ошибок (со стороны ОА). Альтернативой может быть сотрудничество с другими ООС в рамках EUROLAB, сохраняя анонимность заинтересованного ООС.
  

Комментарии

Добавить комментарий

Подтверждаю согласие с политикой конфиденциальности в отношении обработки персональных данных и даю согласие на обработку персональных данных